Всеобъемлющая долгосрочная стратегия Европейского союза, известная как Энергетический союз, похоже, теряет свою значимость, передает информресурс Natural Gas Europe. Если следить за событиями в газовом секторе, становится заметно, что каждая страна проводит собственную политику в этой области, руководствуясь прежде всего национальными интересами. Напомним, на недавнем Санкт-Петербургском экономическом форуме «Газпром» объявил о намерении построить в сотрудничестве с E.ON, Shell и OMV газопровод «Северный поток-2». В качестве еще одного возможного партнера была названа корпорация BASF, и решение о ее включении в проект может быть принято к сентябрю 2015 года. «Северный поток-2» c одной стороны фактически отбирает у Украины роль транзитера российского газа в Европу, а с другой — делает Германию безусловным газовым центром ЕС. И по мнению многочисленных, в том числе американских, аналитиков, у Германии нет никаких причин пренебрегать ради Украины жизненно важным газовым сотрудничеством с Россией и ростом своей экономической мощи. Другой аспект ситуации: планы создания «Северного потока-2» противоречат недавним планам «Газпрома» построить «Турецкий поток», поскольку профинансировать два таких колоссальных проекта одновременно очень сложно. Греция же, находящаяся в катастрофическом положении, поспешила подписать с российским правительством политический меморандум о намерениях по поводу участия в «Турецком потоке». При этом греческий министр иностранных дел Никос Котсиас при недавнем посещении Белграда пожаловался, что флагманы Европы де осуждают Афины из-за этого соглашения, а сами строят собственные газовые планы, конкурирующие с греческими. Подобные же комментарии были сделаны и Сербией, которая заявила, что северные государства-члены ЕС хотят быть исключительными импортерами российского газа, и потому мешают реализации планов балканских стран. В свою очередь Румыния также проводит собственную политику, далекую не только от целей Германии, но и от задач остальной части стран Балканского региона. Министерство энергетики в Бухаресте рассматривает два основных варианта проекта Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector (AGRI). Первый план предусматривает доставку 5 млрд кубометров СПГ в год из Азербайджана через Грузию до порта Констанца в Румынии, а второй — 8 млрд кубометров в год. Проект находился на рассмотрении с 2010 года, и указанные объемы газа считаются незначительными на фоне потребностей ЕС. Но Бухарест уверяет своих партнеров, что этот проект открывает дорогу каспийским поставщикам газа — Туркмении и Узбекистану, что в перспективе обещает намного более крупные поставки после 2025 года. Любопытно, однако, что планы Румынии не очень-то укладываются в рамки трубопроводной системы TANAP-TAP-IAP, известной как Южный газовый коридор. Таким образом становится ясно, что это конкурирующие проекты, инциируемые разными странами, стремящимися заполучить одних и тех же поставщиков. И, наконец, такие страны, как Испания и Португалия, вообще не собираются зависеть от газовых поставок через центр Европы, а полагаются на свои планы импорта СПГ, а также давние прочные связи с североафриканскими производителями. А Турция, будучи, конечно, «посторонним» государством для ЕС, но обладая большим влиянием в Евросоюзе, следует своей собственной стратегии в газовой сфере. Похоже, Энергетический союз был сформирован скорее под влиянием громкой риторики, нежели на основе холодной логики геоэкономических отношений. В результате все более становится очевидным, что у союза большие проблемы с точки зрения следования единой стратегии, так как собственные интересы стран-участниц союза сводят на нет общую позицию.
|