Попытки Volkswagen оставить в прошлом скандал с намеренным занижением объема выхлопов ее дизельных автомобилей столкнулись в воскресенье с новым препятствием. Власти Калифорнии заявили об обнаружении мошеннического ПО на популярных моделях Audi. Кроме того, Volkswagen заявила, что фигурантом уголовного расследования этого дела в Германии теперь стал и ее председатель. Согласно осведомленному лицу, Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (California Air Resources Board) четыре месяца назад обнаружил, что некоторые двигатели Audi настроены таким образом, чтобы показывать меньшие объемы выбросов углекислого газа в лабораторных испытаниях, чем в реальных условиях эксплуатации. Такой поворот событий может стать новым поводом для расследований в США и Европе. По словам информированного источника, Volkswagen, Audi и CARB обсудили эти новые обвинения "несколько месяцев назад". Таким образом, дизельный скандал Volkswagen принял новый оборот. Первоначально речь шла о сокрытии избыточных выбросов окисей азота, из-за которых возникает смог. Теперь же обвинения сосредоточены на выхлопах углекислого газа, вызывающего парниковый эффект. По данным газеты Bild am Sonntag, которая первой сообщила эти новости, природоохранные ведомства США учли опыт расследования действий Volkswagen при анализе возможной аналогичной схемы на автомобилях Audi. Как пишет газета, технические специалисты CARB, проводившие испытания автомобилей Audi в лаборатории, поворачивали руль, заставляя систему считать, что автомобиль находится на трассе. При таком отступлении от лабораторных условий объем выбросов углекислого газа резко повышался. Эту информацию подтвердили два источника, непосредственно знакомые с ситуацией. Руководство Volkswagen в подробностях обсудило мошенническое устройство Audi во втором полугодии 2013 года, в ходе ежегодного тест-драйва новых автомобилей в ЮАР под названием "Summer Drive" ("Летний пробег"). Об этом стало известно от осведомленного источника и из протоколов встречи, изученных The Wall Street Journal. Согласно протоколам, Аксель Айзер, глава подразделения по силовому агрегату Audi, сказал: "Программу нужно задать таким образом, чтобы она работала на 100% при испытаниях и лишь на 0,01% при использовании потребителями". Audi не ответила на просьбу о том, чтобы Айзер прокомментировал ситуацию. Подобные тест-драйвы были элитными событиями в Volkswagen. Тот факт, что махинации с выбросами углекислого газа, видимо, открыто обсуждались высшим руководством может вызвать возражения насчет того, что участвовавшие в этом лица все еще имеют влияние в Volkswagen и могут воздействовать на ход расследования. Предположительные махинации Audi, скорее всего, привлекут наибольшее внимание властей в Европе. Аналогичный вопрос возник в прошлом году, когда Volkswagen признала, что показатели по углекислому газу у 800 000 проданных в регионе машин занижены. Компания позднее публично признала вину и пообещала выплатить компенсации клиентам, от которых потребуют заплатить более высокие налоги за повышенный уровень выбросов углекислого газа по сравнении со значащимся в документации на машину. Теперь также предполагается, что на сотнях тысяч седанов Audi A6 и A8 и кроссоверах Q5 с автоматической коробкой передач AL 551 может быть установлено ПО, настроенное для искажение данных по выхлопам. У таких машин выбросы углекислого газа могут превышать нормативы некоторых стран. Обвинения могут спровоцировать новые расследования в Европе, где регуляторов волнует скорее вопрос парниковых газов, а не оксидов азота. Volkswagen утверждает, что ее ПО не противоречит европейским законам. В Германии компании не предъявлены обвинения в нарушении законов. Уголовные и гражданские расследовании касаются руководства компании, которое подозревают в мошенничестве и нарушении законов о ценных бумагах. Не исключено, что топ-менеджеры понесут ответственность за убытки инвесторов и потребителей. По словам VW, она не нашла подтверждений тому, что топ-менеджмент не смог своевременно уведомить инвесторов о рисках. Компания отзывает в Европе почти 9 млн автомобилей, но уверена, что оснований для коллективных исков аналогично США нет. Кроме того, Volkswagen в воскресенье указала, что прокуратура города Брауншвейг, расположенная неподалеку от ее штаб-квартиры, включила в число фигурантов уголовного дела председателя компании Ханса Дитера Пётша. По мнению следователей, топ-менеджмент Volkswagen намеренно скрывал от акционеров информацию о расследовании дизельного скандала в США и о потенциальных финансовых рисках. До назначения на пост председателя в сентябре 2015 года Пётш занимал должность финансового директора, ответственного за связи с финансовыми рынками. Он стал председателем после перестановок в высшем руководстве на фоне дизельного скандала. Новости о расследовании, проводимом американскими регуляторами, в прошлом году вызвали серьезное падение акций Volkswagen. К 22 сентября, когда Volkswagen впервые предупредила инвесторов о финансовых рисках в свете расследования в США, ее рыночная стоимость упала на 35%. На следующий день генеральный директор Мартин Винтеркорн подал в отставку. Винтеркорн и Герберт Дисс, глава бренда пассажирских автомобилей Volkswagen, также являются фигурантами расследования прокуратуры Брауншвейга. Дисс признал, что в отношении него ведется расследование, но отказался дать комментарии. Винтеркорн через своего адвоката также отказался от комментариев. Volkswagen грозят штрафы на сумму до 9 млрд долларов по искам, поданным сотнями инвесторов, включая американский фонд Calpers, крупный нефтяной фонд Норвегии и несколько муниципалитетов Германии, которые владеют ее акциями. Истцы обвиняют Volkswagen в предумышленном сокрытии информации от акционеров, которые понесли затем значительные убытки из-за падения акций компании. Volkswagen заявила об отсутствии доказательств того, что ее руководители не смогли в кратчайшие сроки уведомить инвесторов о дизельном скандале. Как сообщается, компания вновь утвердилась во мнении о том, что правление "полностью выполнило свои обязательства по раскрытию информации, как предписывает немецкий закон о рынках капитала". William Boston
|